Вот уже больше двух недель специалисты рынка недвижимости,да и не только они, активно обсуждают принятый Верховной Радой Закон № 2258-IV«О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученныхпреступным путем, или финансированию терроризма».
Напомним, суть Закона состоит в том, что с 20 августа 2010года субъекты предпринимательской деятельности, которые предоставляютпосреднические услуги (т.е. риэлторы) во время совершения сделок купли-продажинедвижимости, становятся субъектами финансового мониторинга и обязаны подаватьинформацию о сделках свыше 400 тыс. грн. (приблизительно 50 тыс. долл.США).
Однако, как говорят некоторые эксперты, не все сделки свыше 400 тыс. грн. будутобязательно «мониториться», а только те, которые вызывают подозрение уриелтора.
«Таким образом, основным условием для провидения риелторами мониторингаявляется субъективный фактор – наличие или отсутствие подозрения у риэлтора.Робота по определению таких критерий на данное время проводится специалистамиГосударственного комитета финансового мониторинга Украины», - рассказываетСветлана Бовсуновская, Председатель комитета по законодательству, юридическимвопросам и стандартизации Ассоциации специалистов по недвижимости (риелторов)Украины.
То есть, по сути, риэлтор сам определяет попадает или нет та или иная сделка подего мониторинг. За ненадлежащее выполнение своих обязанностей субъектфинансового мониторинга будет нести административную и криминальнуюответственность.
При этом, согласно ст. 6 п.15 данного Закона, информация о проведенных сделкахв компании должна теперь храниться не 3 года, как это было раньше, а 5лет.
Естественно, что нежелание клиентов попасть под финансовый мониторинг приведетк занижению ими официальной стоимости квартир до цены в 399 999 грн. «Такаяситуация может привести к тому, что на конец года по статистическим даннымсредняя договорная стоимость сделок по разным сегментам рынка недвижимостибудет намного ниже реальных рыночных цен. Это докажет то, пограничный размер в400 тыс. грн. – это предел, который существенно уменьшит денежные поступления вбюджет от оплаты клиентами госпошлин и пенсионного сбора при операциях по купле– продаже недвижимости», - говорит С. Бовсуновская.
При этом, возможно, что многие клиенты будут прибегать к услугам «серых»риелторов.
По словам Вадима Манжелия, начальника юридического отдела Первой риелторскойгруппы, на сегодняшний день сложно говорить о том, насколько велика вероятностьсмещения приоритетов клиентов в пользу осуществления финансовых операций спомощью «серых» риелторов.
«Так важную роль на рынке недвижимости будет играть принципиальная позицияпродавцов объектов недвижимости. Если продавец пойдет на встречу покупателю ссомнительным источником доходов и снизит сумму сделки до необходимых 400 тысячгривен, он сам подвергает себя риску столкнуться с проблемой цены договора, покоторому уже он будет выступать в роли покупателя (если его продавец будетнастаивать на реальной сумме сделки). Кроме этого, зачастую, в сделках покупле-продаже объектов недвижимости, кроме риелтора принимают участие и другие,определенные Законом №2258-VI, субъекты первичного финансового мониторинга:адвокаты, аудиторы, нотариусы и т. п. Следует отметить, что в силузаконодательства, нотариусы в любом случае будут принимать участие в сделках поотчуждению недвижимости», - говорит эксперт.
«Таким образом, если клиент, преследуя цель избежать «попадания подмониторинг», обратится к «серому риелтору» и получит от него необходимый спектруслуг, то все равно такие действия не гарантируют клиенту достижения желаемогорезультата в связи с возможным отказом от проведения сделки любым другимсубъектом первичного финансового мониторинга (в т. ч. нотариусом)», - отмечаетВ. Манжалей.
Но у риелторов, кроме обязанностей, согласно Закону, появляются и рядвозможностей. Так, согласно ст. 6 п. 7, «субъект первичного мониторинга с цельюналоженных на него обязательств, имеет право обращаться в органы исполнительнойвласти, правоохранительные органы, Национальный банк Украины, к юридическимлицам, которые в установленном законодательством порядке информируют прорезультаты такого запроса».
«Риелторы будут обязаны проводить идентификацию клиентов. Для клиентов –физических лиц, необходимо будет проверить паспортные данные, выяснить местопроживания, идентификационный код (для предпринимателей – еще и выяснить данныео государственной регистрации, банковские реквизиты). Для клиентов –юридических лиц, надо будет выяснить: название организации, ее местонахождение,данные о госрегистрации, органы управления и их состав, данные о лицах, уполномоченныхраспоряжаться счетами и имуществом, код ЕДРПОУ, банковские реквизиты», -объясняет Евгений Карпов, юрист ЮФ «Астерс».
По словам С. Бовсуновской, Законом предусмотрена возможность официальногополучения риелторами необходимых для проведения сделки справок, но для этогонеобходимо еще разработать и принять отдельный документ, который определитмеханизм получения необходимых риэлторам документов.
«Ничего страшного в финансовом мониторинге нет. Ведь до этого Закона риелторы,как субъекты предпринимательской деятельности находятся на учете в органахПенсионного фонда, Налоговой администрации, статистики. А теперь необходимобудет стать еще в один орган – Госфинмониторинг», - поясняет С.Бовсуновская.
По словам Е. Карпова, «Закон о легализации предусматривает для риелторавозможность и даже обязанность отказаться от предоставления услуги, котораяподлежит финансовому мониторингу. В частности, если невозможно идентифицироватьклиента (например, невозможно получить данные, перечисленные выше в п. 4), риэлторбудет обязан отказаться от установления деловых отношений и проведенияоперации. Кроме того, он имеет право отказаться предоставлять услугу, если онабудет подлежать финансовому мониторингу. Однако, даже в таком случае,необходимо будет уведомить Госфинмониторинг не позднее 1 рабочего дня послетакого отказа».