Если у вас есть долг, будьте осторожны: отныне у вас без предупреждений могут отобрать квартиру или машину и абсолютно легально продать их на торгах. Это позволяют изменения в закон об исполнительном производстве.
Нововведения, которые действуют уже неделю, успели окрестить такими, защищающие банки, загоняют в угол должников и развязывают руки государственным исполнителям.
Доступ к телу
Главный подарок, который депутаты сделали государственным исполнителям, - это право доступа ко всем электронным базам данных, касающихся имущества должника. Чиновники смогут бесплатно пользоваться регистрами БТИ, земельного кадастра, МРЭО.
Это существенно упростит работу служащих. Ранее все эти данные они получали, направляя письма в разные организации и ожидая месяцами ответа.
Кроме того, у них автоматически отпадает необходимость встречаться с должниками, чтобы определить, на какое имущество можно наложить арест и конфисковать. Теперь они смогут сделать это заочно. "Охота" исполнителя на имущество упрощается еще и за счет того, что теперь кредиторы сами могут указывать, какое имущество взимать.
Если должник заявит, что готов отдать за долги старую машину, чиновник может проигнорировать это предложение и арестовать квартиру, которой заинтересовался кредитор.
Государственный исполнитель даже не обязан согласовывать с должником каждую процессуальное действие, как это было раньше. Теперь о том, что на имущество "охотится" исполнитель, гражданин может узнать, в лучшем случае, когда это имущество уже арестовано. В худшем - когда его выставили на продажу или продали.
Киевлянин Григорий Сацюк на себе ощутил особенности заочной работы с государственными исполнителями. В 2007 году муж купил машину в кредит. Первый год платил вовремя. С наступлением кризиса заболел и потерял работу. О том, что банк через суд заставил его вернуть ссуду, Сацюк узнал только через год после суда.
Однажды посреди дороги его остановили гаишники и забрали машину на штрафную площадку. Оказалось, что государственный исполнитель наложил на авто арест. Сам должник уверяет: никаких звонков, предупреждений или писем не получал.
"Я не знал, что мной занимается исполнительная служба ... Они говорят, что не могли меня найти ... А как меня не могли найти, если у банка есть все мои данные: телефон, адрес, они просто знали, что есть машина, и сделали свое дело ", - говорит мужчина.
Машину Сацюка стоимостью свыше трехсот тысяч гривен исполнитель продал за вдвое меньшую цену. Следовательно, долги у мужчины в банк остались.
Квартира за бесценок
Уценка имущества - одна из неприятных новинок закона. Например, арестована квартира выставляется на торги. Раньше, если в течение двух месяцев ее никто не покупал, то на следующих торгах стоимость снижалась на 30%. Больше скидок не было.
Теперь законодатели добавили еще один этап торгов. Если в течение месяца на квартиру снова не найдется покупатель, то на третьих торгах он подешевеет вдвое.
"Такая ситуация значительно усложнит позицию должника, он может остаться с долгом, без имущества и без жилья", - говорит руководитель антиколлекторской компании Сергей Середюк.
По словам юристов, эта норма будет стимулировать государственных исполнителей к злоупотреблениям. "Делают первые и вторые торги такими, которые не состоялись, а на третьих имущество покупает заинтересованное лицо", - добавляет Середюк.
Похоже, подозрения юриста небезосновательны: из закона исчезла норма о том, кто именно будет реализовывать имущество, взимаемый пишет ЭП. Ранее организатора торгов определяли через тендер, однако в новой редакции закона этого нет. Для сравнения - тексты статей 61 и 62 старой и новой редакций закона "Об исполнительном производстве".
Карт-бланш для исполнителей
Минусом изменений в закон является то, что он не только сужает права должников, но и уменьшает их возможности по защите. В частности, отныне украинским будет труднее бороться с правонарушениями со стороны государственного исполнителя.
Если раньше его действия можно было обжаловать в непосредственных руководителей районного, областного и государственного уровня, то теперь - только в суде.
"Весь этот комплекс мер давал возможность должникам, которым некуда выселяться, жить в своих квартирах и жаловаться длительное время. Сегодня такие права ограничены Понятно, что лица, жилье которых находится в ипотеке, лишатся его значительно быстрее", - рассказывает юрист Игорь Слинько .
Жительница города Буча Анна Фролова - одна из тех, о кого прогнозы юриста стали реальностью. Женщина уже пережила одну попытку выселения из дома.
Она задолжала банку почти сто тысяч долларов - взяла их накануне кризиса на бизнес и прогорел. Государственные исполнители ворвались в дом женщины без предупреждений, когда хозяев не было дома. "Они поменяли замок, зашли в дом без нас, сдали все вещи и были готовы их вывозить", - рассказывает Фролова.
Тогда жалоба на такие действия служащих спасла семью. Теперь же, после изменений в закон, женщина ждет второй штурм дома.
"Это очень страшно, очень больно ... Жаль, что правительство и судьи не входят в положение людей, они не понимают, что люди не платят не потому, что не хотят, а потому, что не могут отдать этот кредит", - жалуется женщина.
Кредитору - все
Однако Минюст неумолим. Там уверяют, что предыдущий закон слишком защищал должников и на их развратил. В ведомстве радуются, что возможности жаловаться у должников уменьшились, так как раньше "граждане злоупотребляли этим.
"50% времени государственного исполнителя шло на отписки по этим жалобам", - говорит директор Департамента исполнительной службы Минюста Геннадий Стадник. Главный исполнитель страны предлагает относиться строже к тем, кто провинился деньги.
"Во многих странах должников даже арестовывают, они сидят и отрабатывают У нас же кредиторы без денег, а должники ездят на автомобилях", - добавляет Стадник.
С одной стороны, чиновник прав: взялся - платы. Однако недавний опыт показывает, что государственные исполнители не такие настойчивые и активные, и закон действует не так четко, когда речь идет о взимании денег не с граждан-должников, а из банков-должников.
Под частными банками стояли и продолжают стоять большие очереди вкладчиков, которые не могут вернуть свои депозиты. Почему-то в этих случаях государственных исполнителей не видно и не слышно. Банки смогли защититься, сославшись на кризис, а для гражданина закон не предусматривает никаких форс-мажорных обстоятельств.
Председатель Союза защиты прав вкладчиков и кредиторов Богдан Цимейко такие условия называет двойными стандартами. Ему уже десять лет один банк должен миллион гривен. Мужчине даже удалось отсудить свои деньги, но государственный исполнитель взыскать средства не смог. Помешала банковская тайна.
Пострадавший собрал в одну организацию более трехсот таких людей, как он.
"Банк сделает все, чтобы взыскать с гражданина долг, и для учреждения открывается вся информация о гражданине, однако ни один гражданин не сможет получить данные о банке, потому что это" тайна ", - возмущается Цимейко.
Пострадавший вкладчик уверен: новый закон защищает интересы лишь банкиров.
В Ассоциации украинских банков говорят, что часть изменений в документ - это их идеи. "Безусловно, у нас проблема защиты прав кредиторов, поэтому эти положения улучшают их позицию", - признается президент АУБ Александр Сугоняко.
Банкиры предлагают не останавливаться на этих изменениях к закону и идти дальше - открыть государственным исполнителям доступ к бухгалтерскому учету предприятий. Мол, именно там есть полная информация об имущественном положении юридических лиц-должников.
Однако юристы не верят, что изменения в закон решат все проблемы. Если предыдущий закон защищал должников, то нынешний - кредиторов, и он существенно сужает права тех, кто провинился. А крайности - не лучший выход.