Любители малых форм

Нежилой фонд
  • 17 Август, 2010
  • 15:19

Любители малых форм

Любители малых форм

Кризис избавил многих девелоперов торговой недвижимости отгигантомании. Последний тренд — небольшие торговые центры, которые востребованыне только крупными сетями, но и малым бизнесом.

Участники рынка недвижимости считают, что кризис закончился.На это, по их мнению, указывает то, что в I полугодии в Москве было введенопочти 750 тыс. кв. м торговой недвижимости. Для сравнения: за тот же период2008 года, когда Россия представлялась еще "тихой гаванью", в столицепостроили только 330 тыс. кв. м. Конечно, строительство некоторых сданных вэтом году объектов было начато еще до кризиса, но положительные тенденцииналицо. По данным Jones Lang LaSalle, за последние три месяца инвестиции вкоммерческую недвижимость увеличились со 175 млн до 530 млн евро. По динамикероста российский рынок — первый в Европе.

Однако строят инвесторы вовсе не такие же здания, как докризиса. "В прошлые годы все стремились быть больше всех, быстрее всех,лучше всех. Сейчас тенденция изменилась: больше всех быть уженеактуально",— говорит руководитель отдела торговой недвижимости компанииCushman & Wakefield Чарльз Слейтер. Типичные образцы докризисного торговогоцентра — гиганты вроде "Золотого Вавилона" или"Метрополиса", площадь каждого из которых превышает 240 тыс. кв. м.Дефицит торговых площадей приводил к тому, что арендаторов хватало на всех.Однако сегодня более 11% площадей столичных торговых центров стоят пустые (см.график). Например, в открытом зимой "Золотом Вавилоне" до сих поростается 20% вакантных площадей.

У небольших центров отношения с арендаторами покаскладываются по-разному. Введенный в эксплуатацию во втором квартале 2010 годаТЦ "Вива" в Северном Бутово (21,9 тыс. кв. м) заполнен уже на 100%.Центр "Азовский" площадью всего 10 тыс. кв. м у метро"Каховская", построенный еще в I квартале, сдал в аренду только одинэтаж из четырех. "Расположение для маленького торгового центра дажеважнее, чем для большого, потому что люди специально в него не поедут",—объясняет Олеся Черданцева, руководитель отдела аналитики рынков торговойнедвижимости и инвестиций Jones Lang LaSalle.

Но небольшие торговые центры не требуют огромных вложений, амногие арендаторы сегодня развивают именно малые форматы.

Metro Cash & Carry объявила в мае этого года, что будетразвивать магазины Metro Punct площадью всего 1,5 тыс. кв. м (обычные точкиMetro занимают около 10 тыс. кв. м). "Связной" собирается открыватьторговые точки в формате палаток (10-15 кв. м против 50 кв. м в обычномсалоне). Castorama до кризиса открывала магазины на 8-16 тыс. кв. м, сейчас —на 3-4 тыс. кв. м.

Скромные торговые центры могут привлечь не только крупныхсетевых игроков, но и большую группу арендаторов, которой раньше девелоперыпренебрегали — малый бизнес. Этому способствует меньшая закредитованностьнебольших компаний по сравнению с крупными и снижение арендных ставок, которые,по словам директора по оценке активов "Русской службы оценки" ПавлаШмелева, в среднесрочной перспективе останутся на нынешнем уровне. Случаев,когда малый бизнес арендует площади в торговых центрах, становится все больше.Самый яркий — продовольственная ярмарка в новом ТРЦ площадью 8,5 тыс. кв. м вПодольске.

С начала 2010-го в Москве начали работать семь торговыхцентров общей площадью менее 40 тыс. кв. м, к концу года должны открыться ещекак минимум четыре. По информации СФ, более 40% анонсированных к строительствуторговых центров имеют небольшую площадь. До кризиса их доля не превышала 20%.

Восстановится ли прежнее статус-кво? Скорее всего, да."Когда спрос со стороны арендаторов на недвижимость вернется надокризисный уровень, девелоперы, как и раньше, будут строить большиеторгово-развлекательные центры. Они традиционно привлекают многопокупателей",— уверен вице-президент ГК "Ташир" Виталий Ефимкин.

Однако даже если девелоперы опять переключатся на крупныеформаты, построенные после кризиса небольшие торговые центры останутся весьмапривлекательными площадками для малого бизнеса.

Позиция

Алексей Могила,
руководитель департамента торговой ирегиональной недвижимости Penny Lane Realty:

— Когда в городе засилье дорогих многоэтажных торговыхобъектов и площадки в центре уже освоены, приходит время для развития небольшихформатов.

Иван Марчук

Источник информации: 
http://news.ners.ru/digest/lyubiteli-malykh-form.html

Посмотреть комментарии

Добавить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Допускаются только следующие теги HTML: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <b> <i>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Вы можете цитировать другие сообщения, используя теги [quote].

Подробнее о форматировании

Защита от спама
Защита от автоматического заполнения форм

Информация о недвижимости