Что будет если снимать квартиру под офис и арендную плату внести в затраты?

Аренда Нежилой фонд
  • 08 Февраль, 2012
  • 15:19

Что будет если снимать квартиру под офис и арендную плату внести в затраты?

Что будет если снимать квартиру под офис и арендную плату внести в затраты?

Гражданский кодекс (ст. 813) прямо указывает, что сторонами в договоре найма жилья могут быть физические и юридические лица, а если нанимателем является юридическое лицо, оно может использовать жилье лишь для проживания физического лица. 

Поэтому, если Вы снимаете квартиру под офис относить оплату аренды на расходы, связанные с хозяйственной деятельностью, в этом случае нельзя. 

Согласно абз. г пп. 14.1.97 Налогового кодекса, аренда жилых помещений - хозяйственная операция, которая предусматривает предоставление собственником жилого дома или квартиры в пользование арендатора на определенный срок для целевого использования и за арендную плату. Т. е. для того, чтобы арендатор смог отнести аренду жилых помещений на расходы, связанные с хозяйственной деятельностью, нужно, чтобы жилое помещение использовалось по назначению. 

Многочисленные разъяснения налоговой четко отображают ее позицию: для отнесения аренды под офис на валовые расходы жилой фонд должен быть переведен в нежилой. 

Порядок осуществления операций по аренде жилых помещений устанавливается Кабмином в соответствии с положениями Жилищного кодекса, ст. 8 которого установлено, что перевод пригодных для проживания жилых домов и помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда в нежилые, как правило, не допускается. 

Согласно положения ст. ст. 810, 813, 815 Гражданского кодекса по договору аренды жилья одна сторона - собственник - передает или обязуется передать второй стороне (юридическому или физическому лицу) жилье только для проживания в нем на определенный срок за плату. 

Следовательно, передача владельцем другому лицу жилья не для проживания в нем, а для осуществления предпринимательской деятельности является прямым нарушением норм действующего законодательства Украины. А Госкомпредпринимательства в письме №3841 от 08.06.2004 указывает: для предоставления квартиры в аренду для обустройства в ней офисного помещения необходимо перевести такую квартиру в нежилой фонд. 

Что касается судебной власти, то ее представители разделились во мнениях. 

В соответствии со ст. 150 Жилищного кодекса Украины, граждане, имеющие в частной собственности дом, пользуются им для личного проживания и проживания членов их семей и имеют право распоряжаться этой собственностью на свое усмотрение: продавать, дарить, завещать, сдавать в аренду, обменивать, закладывать, заключать другие не запрещенные законом сделки. 

В соответствии со ст. 6 Жилищного кодекса Украины, жилые дома и помещения назначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке как служебных жилых помещений и общежитий. Согласно ст. 10 ЖК Украины, граждане должны использовать жилое помещение в соответствии с его назначением. 

Согласно ст. 319 ГК, собственник имеет право совершать относительно своего имущества любые действия, не противоречащие закону. Ст. 810 ГК предусмотрено, что по договору найма жилья одна сторона (наймодатель) передает или обязуется передать второй стороне (нанимателю) жилье для проживания в нем на определенный срок за определенную плату. 

И, наконец, в ст. 813 ГК черным по белому записано, что сторонами в договоре найма жилья могут быть физические и юридические лица. Если нанимателем является юридическое лицо, оно может использовать жилье лишь для проживания в нем физического лица. 

Но некоторые суды приходят к выводу, что обязанность перевести жилое помещение в нежилое не влияет на основания и порядок формирования налоговых расходов арендатора при осуществлении им хоздеятельности. 

В то же время Высший административный суд Украины в одном из своих решений (№К-34381/06 от 30.07.2009) изложил иное и, нужно отметить, весьма интересное мнение: «Расходы, связанные с арендой жилого помещения под офис, лица, непосредственно осуществляющего в нем свою деятельность, в любом случае являются такими, которые связаны с хозяйственной деятельностью и должны относиться в состав расходов, поскольку для осуществления своей хозяйственной деятельности любому предприятию необходимо иметь офисное помещение, телефонные линии, технику». 

Рассмотрим: юридическое лицо-истец арендовало квартиру для осуществления уставной деятельности, не связанной с производством. При этом, согласно ст. 204 Гражданского кодекса, сделка является правомерной, если ее недействительность прямо не установлена законом или если она не признана судом недействительной. 

Таким образом, наличие нарушения в переоформлении статуса квартиры может создать определенную ответственность для арендодателя, но не исключает понесенные налогоплательщиком расходы по хозяйственной операции - аренде помещения из его «валовых» расходов. 

Поэтому, относить на расходы арендную плату за помещение из жилого фонда очень рискованно, ведь помещение используется не по целевому назначению. 

Такая сделка не будет считаться недействительной с момента совершения, но если однажды налоговая назначит соответствующую проверку (касательно правомерности отнесения арендной платы на валовые расходы), а затем обратится в суд, который придет к выводу, что договор является недействительным, предприятие просто обяжут выселиться. 

Обращаться в суд с требованием выселить «офис» из жилого помещения может не только налоговая, но и ЖЭК, и жильцы дома, которым хлопанье дверью и топот ног клиентов и подрядчиков компании, арендующей квартиру, мешает жить. 

В итоге суд признает сделку недействительной, поскольку она противоречит нормам законодательства.

Если в течение действия договора компания имела смелость относить расходы на аренду на валовые, в результате признания договора недействительным все эти траты не будут признаны, и предприятию начислят налог на прибыль и штрафы. 

Вывод из всего сказанного выше следующий: арендовать помещение из жилого фонда с целью экономии средств можно, и такая сделка может быть признана неправомерной только судом. Однако относить оплату по такому договору на валовые расходы нежелательно - это может грозить серьезными финансовыми санкциями, если вопросом вплотную займется налоговая.

Юридический департамент Агентства недвижимости Город

Посмотреть комментарии

Добавить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Допускаются только следующие теги HTML: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <b> <i>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Вы можете цитировать другие сообщения, используя теги [quote].

Подробнее о форматировании

Защита от спама
Защита от автоматического заполнения форм

Информация о недвижимости